пятница, 6 марта 2015 г.

Организация самообразовательной деятельности педагога

  Самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня пред-метной профессиональной под-готовки педагога. Деятельность по самообразованию предполагает по-стоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания; 
изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм обучения; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др.
Основные направления, в которых преподавателю необходимо заниматься самообразованием:
• профессиональное (предмет преподавания); 
• психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся/студентов и родителей); 
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); 
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения); 
• правовое; 
• эстетическое (гуманитарное); 
• историческое; 
• иностранные языки; 
• политическое; 
• информационно-компьютерные технологии; 
• охрана здоровья; 
• интересы и хобби.
Результат самообразования
В личном плане самообразования преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
• результаты самообразования преподавателя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно); 
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); 
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; 
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения; 
• доклады, выступления; 
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; 
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; 
• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям; 
• создание комплектов; 
• педагогических разработок; 
•обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).  
Личный план самообразования преподавателя
На основании выбранной темы разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
1.  Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2.  Творческая визитка педагога:
• Ф.И.О. педагога;
• образование, специальность;
• стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3.  Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
• название темы по самообразованию; цель, задачи;
• предполагаемый результат; этапы работы;
• сроки выполнения каждого этапа;
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
• способ демонстрации результата проделанной работы;
• форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый преподаватель дол¬жен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
• При оформлении работы следует учитывать:
• творческий подход;
• степень обоснованности содержащегося материала;
• глубину и практическую значимость материала;
• наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
• способ подачи материала 
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.
• Изучение психолого-педагогической литературы
• Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
• Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
• Участие в системе методической работы школы/колледжа
• Участие в системе методической работы района и области
4.  Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год
5.  Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год 
6. Материалы работы  над индивидуальной методической темой 
• Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)
• Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты занятий, внеклассных мероприятий)
7. Материалы работы над единой методической темой гимназии 
8.  Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.
Примерные темы для самообразования
1. Формирование творческой личности.
2. Организация работы с одарёнными студентами
3. Личностно ориентированный подход к воспитанию.
4. Особенности групповой работы с обучающимися/студентами во внеурочное время.
5. Технология индивидуальной работы с обучающимися/студентами.
6. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся/студентов.
7. Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся/студентов.
8. Формы физического воспитания обучающихся/студентов во внеурочное время.
9. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся/студентов.
10. Организация профориентационной работы в колледже.
11. Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности обучающихся/студентов.
12. Игра как важное средство воспитания обучающихся/студентов.
13. Игровые моменты на уроках (предмет).
14. Развитие культуры речи на уроках (предмет).
15. Развитие активности, самостоятельности, ответственности обучающихся/студентов на основе деятельностного подхода к обучению.
16. Развитие личности обучающихся/студентов, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
17. Информационные технологии обучения обучающихся/студентов.
18. Пути совершенствования работы по преемственности между НПО и СПО.
19. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся/студентов.
20. Изучение психологических особенностей младших обучающихся/студентов - важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.
21. Эффективные средства развития критического мышления обучающихся/студентов.
22. Проектная деятельность обучающихся/студентов.
23. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятельности.
24. Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом преподавателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа профессионального развития преподавателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. 


Автор Мелихова Ольга Николаевна

Место работы: ОГАОУ СПО "Губкинский горно-политехнический колледж"
Должность: методист, преподаватель "Экологических основ природопользования"

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,166871/Itemid,118/