Самообразование направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня пред-метной профессиональной под-готовки педагога. Деятельность по самообразованию предполагает по-стоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области педагогики, методики преподавания;
изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм обучения; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др.
изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм обучения; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др.
Основные направления, в которых преподавателю необходимо заниматься самообразованием:
• профессиональное (предмет преподавания); • психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся/студентов и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
• правовое;
• эстетическое (гуманитарное);
• историческое;
• иностранные языки;
• политическое;
• информационно-компьютерные технологии;
• охрана здоровья;
• интересы и хобби.
Результат самообразования
В личном плане самообразования преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:• результаты самообразования преподавателя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
• доклады, выступления;
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
• создание комплектов;
• педагогических разработок;
•обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Личный план самообразования преподавателя
На основании выбранной темы разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
• Ф.И.О. педагога;
• образование, специальность;
• стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
• название темы по самообразованию; цель, задачи;
• предполагаемый результат; этапы работы;
• сроки выполнения каждого этапа;
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
• способ демонстрации результата проделанной работы;
• форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый преподаватель дол¬жен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
• При оформлении работы следует учитывать:
• творческий подход;
• степень обоснованности содержащегося материала;
• глубину и практическую значимость материала;
• наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
• способ подачи материала
Примерное содержание папки по самообразованию:
1. Титульный лист2. Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет.
• Изучение психолого-педагогической литературы
• Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
• Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
• Участие в системе методической работы школы/колледжа
• Участие в системе методической работы района и области
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год
5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год
6. Материалы работы над индивидуальной методической темой
• Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)
• Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты занятий, внеклассных мероприятий)
7. Материалы работы над единой методической темой гимназии
8. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.
Примерные темы для самообразования
1. Формирование творческой личности.2. Организация работы с одарёнными студентами
3. Личностно ориентированный подход к воспитанию.
4. Особенности групповой работы с обучающимися/студентами во внеурочное время.
5. Технология индивидуальной работы с обучающимися/студентами.
6. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся/студентов.
7. Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся/студентов.
8. Формы физического воспитания обучающихся/студентов во внеурочное время.
9. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся/студентов.
10. Организация профориентационной работы в колледже.
11. Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности обучающихся/студентов.
12. Игра как важное средство воспитания обучающихся/студентов.
13. Игровые моменты на уроках (предмет).
14. Развитие культуры речи на уроках (предмет).
15. Развитие активности, самостоятельности, ответственности обучающихся/студентов на основе деятельностного подхода к обучению.
16. Развитие личности обучающихся/студентов, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
17. Информационные технологии обучения обучающихся/студентов.
18. Пути совершенствования работы по преемственности между НПО и СПО.
19. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся/студентов.
20. Изучение психологических особенностей младших обучающихся/студентов - важное условие повышения эффективности обучения и воспитания.
21. Эффективные средства развития критического мышления обучающихся/студентов.
22. Проектная деятельность обучающихся/студентов.
23. Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятельности.
24. Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка в искусственной языковой среде.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом преподавателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
• программа профессионального развития преподавателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Автор Мелихова Ольга Николаевна
Место работы: ОГАОУ СПО "Губкинский горно-политехнический колледж"
Должность: методист, преподаватель "Экологических основ природопользования"
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,166871/Itemid,118/